«Единственный момент,
когда ты можешь что-то
изменить, это сейчас, и это
«сейчас» течёт сквозь пальцы
со скоростью мысли.»

Eckhart Tolle

МАРКЕТИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА

По мере развития компании — расширения клиентской базы, выхода на новые рынки, дифференциации продуктовой линейки, увеличения капитализации предприятия и т. д. — руководитель рано или поздно приходит к пониманию того, что инвестиции в маркетинг должны:

 

1) быть значительными по объему, т. е. включать в себя не только разовые акции по поддержке продаж или имиджа компании, но и целый спектр мероприятий, для которых нужно выделять определенный бюджет — ежегодный, полугодовой или квартальный;

 

2) быть упорядоченными, стратегическими: необходимо регулярное планирование маркетинга, включающее бренд-менеджмент, PR-, event-, рекламное планирование и другие виды деятельности, складывающиеся в итоге в комплексную маркетинговую программу на определенный период с оценкой затрат и ожидаемых результатов.

 

Такой подход к маркетингу требует значительного времени и привлечения большого числа квалифицированных сотрудников. Как уже упоминалось, создание комплексного маркетингового плана включает в себя планирование и соотнесение различных типов маркетинговой деятельности: рекламы, PR-мероприятий и т. п. Разные типы планирования могут быть либо разделены между соответствующими специалистами (при наличии большого отдела маркетинга), либо выполняться одним или несколькими сотрудниками (как правило, в небольших компаниях). Если рассматривать крупную компанию с распределением маркетинговых функций между сотрудниками, мы убедимся, что для составления такого плана на полгода нужно от пяти до десяти высокопрофессиональных специалистов, каждый из которых потратит на это от трех до десяти часов своего рабочего времени.

 

Для максимально эффективной организации маркетинговой деятельности на благо компании следует придерживаться следующей трехуровневой модели:

 

1 уровень — отдел маркетинга внутри компании. Этот уровень реализуют сотрудники, понимающие бизнес компании, ее специфику, разбирающиеся во внутренней организационной структуре. В области маркетинга они решают три задачи:

  • Первая — определение на основе взаимодействия с руководством, менеджерами по продажам и (в отдельных случаях) со специалистами по продукту стратегических целей и направлений маркетинговой деятельности, а также количественные и качественные показатели достижения этих целей.

  • Вторая — сигнализирование обо всех изменениях, касающихся работы компании, таких как стратегически важные слияния и поглощения, революционные обновления или, наоборот, снятие с производства отдельных продуктов, смена руководства, принятие новых нормативных документов, регулирующих работу компании, — естественно, в той мере, в какой это имеет отношение к маркетингу.

  • Третья — оценка эффективности проведенных мероприятий, расчет ROI.

 

2 уровень — сотрудничество с компанией, которая будет являться является стратегическим консультантом по маркетингу. В ее задачи входит разработка комплексного маркетингового плана, а при желании заказчика — также и его полная или частичная реализация. Фактически, компания-консультант берет на себя все проблемы компании-производителя. Здесь имеет смысл говорить о долгосрочном сотрудничестве, при котором можно будет отработать несколько циклов «планирование-оценка результатов», в результате которых происходит необходимая «притирка» компаний.

 

Что фактически получает заказчик в данном случае? Комплексный маркетинг-план, состоящий из отдельных разделов, каждый из которых охватывает специфическую область маркетинговой активности, с подробными рекомендациями по каждому разделу.

 

3 уровень — подрядчики стратегического консультанта, для создания и реализации такого плана компании-консультанту, как правило, приходится прибегать к услугам других организаций. Так, например, в большинстве случаев базовые исследования рынка разумнее покупать у специализированных агентств. Что касается реализации плана, то в данном случае сотрудничество с другими компаниями — целевыми изданиями, производителями полиграфической продукции, туристическими агентствами и прочими специализированными поставщиками — неизбежно. Таким образом, стратегический консультант также осуществляет подбор компаний в рамках создания и реализации плана.

 

Как было указано выше, основным преимуществом такого подхода является оптимизация ресурсов: с экономической точки зрения выгоднее оплачивать услуги агентства, чем поручать выполнение всех этих работ штатным сотрудникам. Однако есть и другие плюсы. Так, стратегическое партнерство подразумевает гораздо больший уровень ответственности со стороны консультанта.

 

Выполнение на аутсорсинге единичных заданий, несмотря на всю кажущуюся простоту и логичность подхода, при более глубоком анализе далеко не всегда оказывается оптимальным. Конечно, в качестве несомненного преимущества такого способа работы можно отметить большее удобство: оплату отдельных услуг по прайсу, легкость формального контроля качества, четкость планирования сроков. Однако такой подход не удовлетворяет важнейшему условию маркетинговой деятельности — последовательности и непрерывности.

 

Еще один значимый момент: выступая в качестве маркетингового партнера, компания берет на себя все риски, связанные с возможными недостатками работы своих поставщиков, и несет полную ответственность перед заказчиком.

LiveZilla Live Help