Что такое бизнес-план?
Правильный бизнес план является
основополагающим документом для начала любой предпринимательской деятельности,
так как он позволяет определить идею и пути реализации бизнеса, необходимые
вложения и показатели рентабельности.
В экономике и менеджменте нет единого
общепринятого шаблона написания бизнес-плана, все они являются единичными и
составляются под каждый отдельно взятый старт-ап. Цель бизнес-плана –
структурированно отобразить всю информацию о жизненном цикле бизнеса, его
составляющих, вывести стоимость проекта, время выхода на точку безубыточности и
уровень доходности.
Но, несмотря на индивидуальный процесс
написания, есть стандартная структура составления документа, которая содержит
следующие основные моменты:
- Лицевой (титульный) оборот документа, на
котором указаны данные учредителей, назван автор проекта, стоимость и его суть
(Титульный лист является обложкой и должен нести не эстетическую, а сугубо
практическую функцию);
- Резюме проекта, подчеркивающее
инвестиционную привлекательность (Лаконичное отображение сути предложения и
всех ключевых данных содержится в резюме бизнес-плана. Цель создания этого
раздела – удержание внимания потенциального инвестора. Именно прочтение резюме
определяет – будет ли уделено проекту внимание.);
- Аналитика рынка (бизнес-план следует
создавать на основании качественных маркетинговых исследований и анализов,
сделанных специалистами, что даст возможность обосновано подходить к прогнозу
развития и продаж. Этот раздел бизнес-плана отражает актуальную информацию об
отрасли, рынке, потребителе, рисках и пути развития, диктуемых тенденциями);
- Основная идея проекта и краткое видение
реализации (Данный раздел документа представляет собой смысловой центр: тут
сосредоточена сама идея бизнеса и краткое изложение ее характеристик и
реализации, описание жизненного цикла продукта, частота вторичных покупок, а
также возможность создания дополнительных ассортиментных линеек, сегментирования
основного предложения и прогноз видоизменения продукта вместе с развитием
рынка.);
- Детальный маркетинговый план
(Маркетинговый план включает в себя: схему вывода продукта на рынок, стратегию развития, принципы ценообразования,
каналы продаж и систему сбыта, тактику рекламной поддержки);
- Разработанный производственный план
(расписанный в технологических процессах алгоритм создания продукта от
вхождения в производство сырья до поступления продукта в массовую продажу.
Производственный план включает список основных партнеров, поставщиков, перечень
оборудования и условия его обновления);
- Полный финансовый план на 3-5 лет
(Финанплан содержит всю информацию о доходах и расходах проекта и создается в
виде таблицы, с учетом ранее представленной маркетинговой стратегии развития и
внутренних затрат (фондах заработных плат, производственных расходов и т.д.).;
- Административно-организационный план
(структура функционирования бизнеса, которая должна быть описана в
бизнес-процессах, лицах и мероприятиях. Данная глава содержит штатное
расписание с уровнем заработных плат и зонами ответственности. Детализированные
схемы взаимодействия отделов.);
- Точный расчет рентабельности проекта (В
этом кратком разделе должны быть приведены исключительно
финансово-экономические расчеты:рентабельность всего проекта от входа основного
капитала в проект и привлеченных инвестиционных средств, до выхода на точку
безубыточности и окупаемость проекта. Долгосрочный прогноз позволит
спроектировать ожидаемый доход, который и решит насколько интересным проект
может показаться инвесторам.);
- Перечень рисков и гарантий (В данной
главе стоит привести все те риски, которые реальны для данной отрасли и
выявлены в SWOT-анализе рынка. Риски должны перечислены абсолютно честно, и в
отношении каждого из них должна быть создана таблица альтернативных стратегий,
направленных на преодоление барьеров, рисков, форс-мажоров.);
- Список необходимой нормативной
документации (В данной главе стоит указать весь перечень документов, актов,
разрешений, допусков, сертификатов, лицензий и т.д., которые в обязательном
порядке должны сопровождать бизнес, а так же стоимость и условия их
получения.);
Подход к написанию документа должен быть
взвешенным и иметь необходимую информационную базу – тот достоверный источник
данных, на который можно будет уверенно опираться в построении сценария работы
предприятия. |