«Единственный момент,
когда ты можешь что-то
изменить, это сейчас, и это
«сейчас» течёт сквозь пальцы
со скоростью мысли.»

Eckhart Tolle

Почему важно составлять не только бюджет затрат, но и бюджет доходов?

 

Бюджет доходов и расходов позволяет управлять эффективностью компании, которая может измеряться такими показателями как прибыль и рентабельность. Причем на практике выделяют несколько уровней прибыли и соответственно рентабельности. Это может быть и валовая прибыль, и маржинальная прибыль, и операционная прибыль, и прибыль до вычета налогов, и чистая прибыль. Каждый их этих показателей бюджета доходов и расходов служит для определенных целей.

План доходов и расходов является первым финансовым документом составляемого бизнес-плана. Он характеризует общие суммы ожидаемых доходов фирмы и ее расходов за определенный период

План доходов и расходов составляется для иллюстрации результативности будущей деятельности фирмы с точки зрения ее доходности, возможностей выживания и активного хозяйствования

Логика обработки плана доходов и расходов предусматривает определение общей суммы продаж продуктов фирмы, от которой постепенно вычитаются различные виды издержек фирмы и в результате вычисляются: валовая прибыль, операционная прибыль, прибыль до уплаты налогов, чистая прибыль.

План доходов и расходов составляется в определенной последовательности. Определяются соответствующие средние показатели в отрасли, к которой принадлежит данный бизнес Среднеотраслевые показатели ориентиром как для составления плана доходов и расходов, так и для контроля за фактической и финансовой деятельностью фирмы в будущем Отклонение показателей плана доходов и расходов фирмы от среднеотраслевых требует основательного объяснения причин этого явления, а это, в свою очередь, помогает как предпринимателю, так и потенциальным инвесторам лучше понять особенности бизнеса фирмы Источниками информации для расчетов средних по отрасли показателей могут быть статистические ежегодники, финнансовая отчетность аналогичных компаний, банков, торговых ассоциаций.

Ожидаемые объемы продаж является наиболее важным элементом из всех финансовых показателей, они являются той основой, на которой в конце концов базируются все последующие финансовые расчеты в бизнес-плане Понятно, что и обоснование ожидаемых объемов продаж фирмы должна быть самым тщательным Достоверность такого прогноза настолько важна, что ему в можно даже посвятить отдельный раздел бизнес-плана.

Для прогнозирования объемов продаж фирмы используется информация, которую содержит маркетинг-план, а также и, полученной в ходе специальных исследований рынка, опросы потребителей, торговых агентов, консультаций с экспертами и т.д. Прогноз продаж (в рыночных условиях хозяйствования) надо составлять по каждому виду продукции с разбивкой по месяцам за первый год и по кварталам за второй и третий год.

Результаты прогнозных оценок ожидаемых объемов продаж фирмы по каждому продукту отдельно и по всем продуктам вместе удобно свести в таблице. При этом в процессе прогнозирования объемов продаж рекомендуется придерживаться консервативного подхода, т.е. несколько занижать возможные объемы продаж. В текстовой части финансового плана, как правило, приводятся пояснения по предполагаемой и запланированным фирмой изменениям объемов продаж, связанных, например, с сезонными колебаниями спроса, применением политики скидок цен и т.д.

В бизнес-плане необходимо давать четкие объяснения предположений, на которых основывается прогнозирования объемов продаж фирмы. Но при этом надо обязательно объяснить, на чем это предположение основывается.

Далее рассчитыаются прямые и операционные затраты фирмы на производство и реализацию продуктов (услуг). Прямые затраты фирмы на производство и реализацию продуктов (стоимость проданных товаров) включают:

  • прямые материальные затраты, т.е. стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий и другие переменные расходы, связанные с изготовлением продукции;
  • прямые затраты труда, т.е. заработную плату и другие выплаты основном производственному персоналу фирмы

Операционные расходы - это все другие расходы, необходимые для обеспечения нормальной деятельности фирмы Они включают:

  • заработную плату административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала фирмы;
  • сборы и налоги на заработную плату этих категорий персонала;
  • дополнительные выплаты, предусмотренные коллективным договором (дотации на питание, медицинское обслуживание и т.д.);
  • рентные платежи;
  • платежи за коммунальные услуги;
  • на причины;
  • расходы;
  • расходы на рекламу;
  • страховые платежи;
  • амортизационные отчисления;
  • другие операционные расходы

При определении стоимости проданных товаров и операционных расходов важно как можно полнее предусмотреть возможные статьи расходов и правильно спрогнозировать их динамику по месяцам Дело в том, что расходы на ту же статью могут существенно отличаться в течение расчетного периода.

Затем должна быть определена валовая прибыль фирмы  как разница между общим объемом продаж фирмы и стоимостью проданных товаров (сумме прямых затрат фирмы на производство и реализацию продукции). Приведены вычисления операционная прибыли фирмы, на основе вычитания из валовой прибыли суммы операционных расходов. Должны быть рассчитаны суммы уплаты процентов по полученные кредиты, прибыль до уплаты процентов как разница между операционной прибылью и суммой уплаты процентов за кредит и суммы налогов на прибыль фирмы.

И в завершение определяется чистая прибыль фирмы как разница между прибылью до уплаты налогов и суммой налогов на прибыль фирмы

Размеры прибылей и убытков фирмы в значительной степени зависят от объемов продаж ее продукции Именно для того, чтобы выяснить, какими должны быть объемы продаж продукции фирмы, чтобы достичь прибыльности, и проводится анализ безубыточности Вот почему инвесторы и кредиторы требуют, чтобы в разделе «План доходов и расходов» был проведен анализ и рассчитана точка безубыточности.

 

Читать статьи по этой теме.

LiveZilla Live Help